Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 13.11.2018, 21:59

МКУДО 

"Центр внешкольной работы" 

г. Поворино

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса МКУДО "ЦВР" г. Поворино

Муниципальное казенное  учреждение

дополнительного образования  «Центр внешкольной работы» г. Поворино

Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного процесса

МКУДО«ЦВР» г. Поворино

Составил: педагог-психолог

 Е.А.Ендовицкая

Наиболее важными аспектами психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МКУДО «ЦВР» г. Поворино являются:

  • учет интересов ребенка;
  • добровольность посещаемости занятий;
  • индивидуальный подход к каждому;
  • учет психологических особенностей;
  • вариативность образовательных программ.

Все это в свою очередь, способствует формированию позитивной «Я – концепции» воспитанников центра и является базой для организации психолого-педагогической деятельности в особых условиях:

  • открытости учащимся, семье, что позволит создать «ситуацию доверия», более эффективно проводить консультативную и психопрофилактическую деятельность;
  • многообразия творческих объединений, занимающихся интеллектуальной, творческой деятельностью;
  • работы коллектива центра в инновационном режиме, создания условий для научно-исследовательской деятельности.

Указанные особенности определяют специфику организации и содержания психологического сопровождения образовательного процесса в центре. Это сопровождение рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие в открытом социально-педагогическом пространстве центра.

Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения

1. Психологическая диагностика.

Педагог-психолог – это, прежде всего, посредник между учащимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание воспитанника должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности воспитанников.

Психологическая диагностика определяется задачами центра и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями,воспитанниками), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в центре.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    – изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
    – составление плана и стратегии исследования;
    – выбор методического материала.
  2. Проведение исследования.
  3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
  4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.

Длительность психодиагностических процедур – одно занятие (45 мин.).

Содержание диагностических процедур.

Характер диагностической процедуры в центре определяется следующими критериями:

Сроки проведения

Цель исследования

Методики

Форма проведения

Вид диагностического процесса

Пролонгированность

оценки

Сентябрь

Выявление информации о дальнейшем обучении выпускников.

Опрос родителей и учащихся.

Индивидуально.

 

Мониторинговая.

Сентябрь

Выявление семей «группы риска»; оформление социального паспорта центра.

Опрос родителей, анализ договоров о сотрудничестве родителей и центра

Индивидуально.

 

Первичная.

Октябрь, Апрель

Выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы развития учащихся.

ШТУР (разработан учеными НИИ ОПП РАН).

Групповая.

Скрининговая.

Мониторинговая.

Ноябрь

Исследование социально-психологической комфортности в группах.

Методика М.Люшера «Цвет настроения».

Групповая.

Скрининговая.

Срезовая.

Декабрь

Выявление особенностей мыслительной деятельности воспитанниковцентра.

Методика «Тип мышления».

Групповая.

Скрининговая.

Срезовая.

Март

Выявление степени удовлетворенности образовательным процессом воспитанников, педагогов, родителей.

Модифицированные методики доцентов А.А Андреева и Е.Н.Степанова.

Групповая.

Скрининговая.

Срезовая.

Апрель

Выявление уровня социальной адаптивности, активности, автономности и нравственной воспитанности

Методика профессора М.И.Рожкова Изучение социализированности личности учащегося.

Групповая.

Скрининговая.

Срезовая.

Май

Выявление семей «группы риска»; оформление социального паспорта центра.

Опрос родителей, анализ договоров о сотрудничестве родителей и центра

Индивидуально.

 

Повторная.

Май

Выявление уровня сформированности личной профессиональной перспективы выпускников центра.

Анкета «Выбор профессии».

Групповая.

Скрининговая.

Срезовая.

Сентябрь–май

Выявление психологического диагноза и вероятного прогноза предъявленной проблемы.

Согласно проблеме, соблюдая принцип валидности.

Индивидуально.

Углубленная или скрининговая.

Первичная или повторная.

 

2. Коррекционно-развивающая деятельность.

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности каждого воспитанника. С воспитанниками проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

  • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
  • формирование новой позитивной «Я – концепции»;
  • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и воспитанников.

Развивающая работа с учащимися осуществляется с помощью:

  • специальных занятий по программе «Психологическая азбука», в ходе которых учащиеся младших групп осваивают навыки самопознания, рефлексии, знакомятся со структурой личности;
  • тренингов самопознания, уверенности в себе, проводимых для воспитанников 10–12 лет, где они отрабатывают навыки самопознания, формы уверенного поведения, преодоление затруднений в общении, учебе и в других видах деятельности;
  • тренинга «В поисках призвания» для воспитанников 13–15 лет, на котором они осваивают способы оценки качеств личности с учетом жизненных устремлений и развивают умения осуществлять осознанный выбор и брать на себя ответственность за свое будущее.

Вариативность использования психологических подпрограмм обеспечивается типом содержанием включаемых в них психотехник, заданий, вопросов. Подбор упражнений, игр, соревнований должен соотноситься с интерпретационным полем смыслообразующих заданий.

В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы в центре проводятся развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастика, групповые дискуссии, арт-терапия, используются проективные методы.

Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Основанием для развивающей работы могут выступить тренинговые занятия «Совершенствование стиля взаимодействия с воспитанниками», способствующие саморазвитию педагогов.

3. Психологическое просвещение.

Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса.

Приоритетной для психолога в этом направлении является работа с педагогами, так как они являются субъектами инновационных процессов и должны находиться в режиме развития, в процессе переосмысления собственных ценностей педагогической деятельности.

Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. При этом необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:

  • информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей;
  • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;
  • возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.

В работе с учащимися используются следующие формы:

  • групповые дискуссии на темы: «Я и общество», «Наедине с собой»;
  • семинары-тренинги на темы: «Я и сверстники», «Что значит быть самостоятельным» и др.

5. Психологическое консультирование.

Консультативная деятельность представляет собой направление психологической помощи воспитанникам, их родителям /законным представителям/ и педагогическим работникам, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования.

Психологическое консультирование рассматривается как коммуникативный процесс, в первую очередь для обеспечения субъекта образовательного пространства необходимой психологической информацией, что позволяет создать условия для его адекватной социально психологической адаптации.

Все аспекты психологического консультирования субъектов образования рассматриваются «под углом» информационно-коммуникативного, кратковременного и  ориентированного характера.

Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:

  • по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;
  • по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям;
  • по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных учащихся или групп учащихся;
  • профориентационное консультирование учащихся;
  • оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
  • помощь в организации эффективного детско-родительского общения.

Основными этическими принципами деятельности психолога являются:

  • принцип конфиденциальности;
  • принцип компетентности;
  • принцип ответственности;
  • принцип этической и юридической правомочности;
  • принцип квалификационной пропаганды психологии;
  • принцип благополучия клиента;
  • принцип профессиональной кооперации.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.

Вход на сайт

Корзина
Ваша корзина пуста
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • cvrpovorino2018.ucoz.com
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz